Метод интервалов: почему нельзя ставить знак в петельке?

Решение неравенств методом интервалов опирается на свойства функций

Сначала про метод интервалов

Рассмотрим пример

Вводим функцию для выражения, сравниваемого с нулем:

Находим промежутки знакопостоянства функции:

Методом пробной точки определяем знак функции на каждом промежутке:

Иллюстрация на графике функции

Функция принимает положительные значения, если график функции располагается выше горизонтальной оси координат (y > 0)

Функция принимает отрицательные значения, если график функции располагается ниже горизонтальной оси координат (y < 0)

Далее выписывается ответ:

    \[( \infty;-9) \cup \{3\} \cup (9;+\infty)\]

Чтобы сократить выкладки при определении знака методом пробной точки пользуются правилами знакочередования:

— если точка встречается нечетное число раз среди нулей функции и точек разрыва, то знак функции через нее меняется

— если точка встречается четное число раз среди нулей функции и точек разрыва, то знак функции через нее не меняется

А чтобы совсем облегчить работу школьникам учителя придумали ставить в «четной» точке петельку, чтобы все время знаки чередовались.

 

Почему в «петельке» нельзя ставить знак

Это распространенный методический прием, но запись со знаком в петельке содержит математическую ошибку:

Его можно интерпретировать так: при t = 3 получаем, что y > 0.

Но на самом деле: при t = 3 получаем, что y = 0.

!!! А еще хуже, когда петелька ставится в точке разрыва, в этом случае знак функции для соответствующего значения переменной вообще определить нельзя, т.к. в точке разрыва функция не определена.
А школьники иногда, глядя на знак в петельке, выписывают точку разрыва в ответ, это приводит к еще одной ошибке

До 2025 года на ЕГЭ по математике эксперты не обращали внимание на эту ошибку – не снижали баллы на знак в петельке

Пример ЕГЭ 2024 года

Вот пример решения, которое в 2024 году оценено на 2 балла, но оно содержит ошибку – стоит знак в петельке

А в методических материалах по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2025 года приведен пример оценки неравенства, в котором в петельке стоит знак оценкой «0 баллов»

А это значит, что теперь, ошибка – «знак в петельке» будет наказываться очень строго, даже жестоко

 

Как можно оформлять метод интервалов

Еще один важный аспект: а как можно оформлять решение неравенства на ЕГЭ?

1) В тех же методических материалах для экспертов приводятся примеры решения неравенств, в которых вообще отсутствует графическая интерпретация метода интервалов:

 

Там же приведены примеры проверенных заданий и оцененных на полный балл, в которых:

2)  Есть графическая интерпретация метода интервалов, расставлены знаки, но нет петельки:

 

3) Есть графическая интерпретация метода интервалов, расставлены знаки и есть как будто бы петелька, знака в ней нет:

Оформляйте решение правильно, не ошибайтесь!

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.